Презентация на тему: Трудовое воспитание учащихся. Презентация: Трудовое воспитание школьников Презентация по трудовому воспитанию в средней группе


Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.


Задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. 1 группа 2 группа Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (формирование навыков трудовой деятельности, умений, ее организации, планирования, контроля, объективной самооценки). Развитие личности ребенка в труде (трудолюбия, ответственности, привычки к трудовому усилию); формирование уважительного отношения к труженику, бережного отношения к результатам труда; формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности), формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия.





Форма организации труда: Поручения-Могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; По продолжительности- кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; По содержанию- соответствовать видам труда. Дежурство-Предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям). Общий- Труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Совместный- Коллективный труд (труд всей группой в старшем возрасте)-


Организация труда является ведущим средством трудового воспитания. В процессе труда происходит: Накопление практического опыта, Формирование навыков и умений, Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата), Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий), Расширение кругозора, Расширение словарного запаса, Расширение представлений о сенсорных эталонах, Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, Позволяет получать оценку, Ощущение радости от результата труда, Проявления внимания к партнерам по труду.


Решение нравственных задач в видах труда: Самообслуживание-Воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности. Хозяйственно-бытовой труд-Направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы. Ручной труд-Развитие волевых усилий, творчества. Труд в природе-Воспитание ответственности за жизнь животных, растений.



Формы ознакомления детей с трудом взрослых: Наблюдения, Экскурсии, Чтение художественной литературы, Рассматривание картин и иллюстраций, Дидактические игры, Организация посильной помощи взрослым, Организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми, Партнерские взаимоотношения между ними.


Условия воспитания дошкольников в труде: Создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда; Организация материальной среды и трудового оборудования; Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы; Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному виду труда, состояния здоровья; Включение воспитателя в труд детей на правах партнера; Обеспечение нравственно-ценной мотивации; Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость. Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде; Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию; Методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.


Средства трудового воспитания: Собственная трудовая деятельность детей; Обучение трудовым навыкам и организации труда; Ознакомление с трудом взрослых; Организация трудовой деятельности; Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы, слайды.



Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка»

Выполнила : Аниброева Ольга Николаевна,

воспитатель ДОУ «Сказка»


Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухамлинский


Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии»

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика


Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду.

Формирование предпосылок трудовой деятельности

Воспитание личности ребёнка

Воспитание положительного отношения к труду взрослых

  • Формирование интереса к труду взрослых.
  • Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.
  • Воспитание стремления оказывать посильную помощь.
  • Формирование
  • Воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность)
  • Воспитания трудолюбия (готовность включаться в труд)
  • Воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба ит.д.)

трудовых навыков.

  • Формирование компонентов деятельности.
  • Формирование общественных мотивов труда.



Эпезодическое (краткосрочные)

Длительные

Отсроченные по времени

По столовой и занятиям

По столовой, занятиям, уголку природу

Отсроченные по времени

Отсроченные по времени

Формы организации труда детей в детском саду

Поручения (индивидуальные и совместные)

Коллективный труд

Дежурства (индивидуальные и совместные)

Стар. возр

Стар. возр


Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое либо трудовое действие.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи.


Методологической основой и источником информации работы по формированию нравственно-трудовых качеств ребёнка, через ознакомление с трудом взрослых для нас стали:

Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;

«Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника» автора Л.В.Куцаковой.


Для взаимодействия с родителями детский садик использует разнообразные формы:

  • консультации
  • папки – передвижки
  • родительские собрания
  • фотосессии
  • домашние задания
  • развлечения
  • «День открытых дверей»
  • Выставки поделок.
  • Памятки.

В дальнейшем я наметила для себя следующие перспективы:

  • продолжить работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых;
  • создание благоприятной атмосферы проявления личности каждого ребёнка и для её становления, ярче раскрывать склонности, умения, стремления и активности каждого ребёнка;
  • ознакомление детей с трудом русского народа в старину (кузнец, пахарь, ткачиха, рукодельница, и др.)

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

Воспитатель ср.гр.
Багдасарова Н.Г.

Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости и
значимости выполняемой
работы, возможность
доставлять радость другим.»
В.А.Сухомлинский

Трудовое воспитание - важное
средство всестороннего развития
личности дошкольника посредством
ознакомления с трудом взрослых,
приобщения детей к доступной
трудовой деятельности.

Образовательные области

Коммуникативно –личностное
развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно – эстетическое
развитие
Физическое развитие

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - это деятельность,
которая направлена на развитие общетрудовых способностей,
формирование психологической готовности, ответственного отношения к
труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и
физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания
достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом
этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений
и стремления к труду.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится
препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей
адаптации в самостоятельной трудовой деятельности

Формирование положительного отношения
к труду через ознакомление детей с трудом
взрослых и непосредственного участия
детей в посильной трудовой деятельности в
детском саду и дома.

развивать желание
и умение трудиться
воспитывать
ценностное отношение
к собственному труду,
труду других людей и
его результатам;
формировать
первичные
представления о труде
взрослых, его роли в
обществе и жизни
каждого человека.

Дети владеют суммой умений, позволяющих им выполнять то содержание трудовой
деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно - бытовом и ручном труде, в уходе за
растениями учитывая возрастные и индивидуальные особенности
В процессе деятельности у ребят должны быть сформированы навыки самоорганизации и
умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда.
В процессе коллективной трудовой деятельности дети должны уметь согласовывать свои
действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на
помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
. Должны быть сформированы представления об общественной направленности и пользе
труда людей. Об их отношении к труду, об общественном характере труда и
взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг
другу
В процессе работы ребенок должен проявить аккуратность, настойчивость,
умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.

Основные принципы работы

Системность
Ориентация на
возраст ребенка
Интеграция
Преемственность
взаимодействия
дошкольного
учреждения и семьи

Создание
эмоциональноположительной
обстановки в
процессе труда
Подбор
оборудования
для труда
Систематическое
включение каждого
ребенка в труд на
правах партнера
Условия организации
труда детей
Создание
мотивации
трудовой
деятельности
Создание в группе
трудовой атмосферы,
постоянной занятости,
стремление к
полезным делам
Демонстрация
заинтересованности
педагога
Поощрения в
процессе и по
результатам
труда
Учет нагрузки,
состояния здоровья,
интересов,
способностей
ребенка

Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой
Труд в природе
Ручной и художественный труд

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой

Труд в природе

Труд в уголке природы

Труд на участке

Ручной и художественный труд

Компоненты трудовой деятельности дошкольников.

Цель
Трудовые действия
Мотивы
Процесс планирования
Процесс деятельности
Результат труда

Индивидуальные
Подгрупповые
Коллективные
Общие
Кратковременные
Долгосрочные
Эпизодические
Регулярные
Простые
Сложные
Индивидуальные
Подгрупповые
(по столовой;
в уголке природы;
подготовка к
занятиям)
Обязательные
Систематичные
Общий труд
Совместный труд

Средства, методы и приемы трудового воспитания

Непосредственно образовательная деятельность
Совместная деятельность в процессе режимных
моментов в течение всего дня
Наблюдения за трудом взрослых
Организация трудовой деятельности и посильной
помощи взрослым
Экскурсии
Художественные средства (изо, музыка,
художественная литература и др.)
Дидактические, настольные, с/р игры
Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
Использование ИКТ
Интеграция образовательных областей

Дидактическое обеспечение

Возраст
Наглядный материал
Атрибуты и оборудование
Художественная литература
Оборудование для экспериментирования

(песок, глина, разные виды бумаги, ткань).
в соответствии с возрастной
Дидактические игры «Чудесный мешочек»,
группой:
трудовой деятельности
«Магазин», «Гости пришли», «Помоги
-стихи, потешки, побуждающие
взрослых;
Андрюшке».
детей к самообслуживанию
Средний возраст Предметы и картинки о
предметном мире и
Дидактические пособия для развития мелкой
моторики
Фартуки и шапочки для дежурства;
Инвентарь для дежурства.
Старший возраст
Картины, репродукции,
Дидактические игры, моделирующие
Подборка произведений по теме
видеофильмы о профессиях
структуру трудового процесса и
в соответствии с возрастной
взрослых.
расширяющие представление о мире
группой:
профессий, их взаимосвязях.
-художественная литература и
Сюжетно-ролевые игры, отражающие
детские энциклопедии,
реальные трудовые процессы (шитье
знакомящие детей с трудовой
кукольной одежды, изготовление мебели) в
деятельностью и организацией
игровой сюжет.
отдыха человека в прошлом и
Различные предметы,
инструменты, материалы: «Мир
ткани», «Мир дерева и металла»,
как компонентов трудового
процесса; экспериментирование с Фартуки и шапочки для дежурства;
материалами.
Инвентарь для дежурства.
Инвентарь для труда в природе.
Инвентарь для дежурства в уголке природы.
настоящем.

Решение нравственных задач в видах труда:
Самообслуживание-
Воспитание самостоятельности, культуры
внешнего вида, привычки к опрятности.
Хозяйственно-бытовой труд-
Направленность труда на других, ответственность
перед группой за качество своей работы.
Ручной труд-
Развитие волевых усилий, творчества.
Труд в природе-
Воспитание ответственности за жизнь животных,
растений.

Работа с родителями

Родительские собрания
Беседы
Консультации
Дни открытых дверей
Тематические стенды
Лекции
Участие в жизни ДОУ
Субботники
Экологические, трудовые акции

Труд детей дома.

Перспективный план по трудовому воспитанию в средней группы

Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Беседа «Всему свое место»
цель: учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним.
2.Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений
цель: закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого
отношения к ним.
3.Привлекать детей к помощи няне (убирать посуду со столов)
цель: учить работать вместе со взрослыми; воспитывать умение получать удовлетворение от
наведения чистоты и порядка.
4.Наблюдение за трудом няни
цель: довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду няни, желание ей помогать.
1.Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы)
цель: закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2.Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора
цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям
тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям.
3.Протирание пыли с подоконников
цель: поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.
4.Наблюдение за трудом повара
1.Стирка кукольного белья
цель: учить сортировать белье по цвету (светлое, темное), объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно полоскать. отжимать, развешивать.
2.Рыхление земли в комнатных растениях
цель: довести до сознания детей необходимость этой процедуры; развивать трудовые умения и навыки.
3.Мытье игрушек
цель: формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.
4.Наблюдение за работой медсестры
цель: дать детям конкретные представления о профессии медсестры; воспитывать интерес
к жизни и деятельности окружающих людей.

Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Наведение порядка в группе
цель: развивать стремление к совместной деятельности; воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях.
2.Кормление аквариумных рыбок
цель: закреплять представление детей об уходе за рыбками; воспитывать любовь к живому.
3.Ремонт книг
цель: привлекать детей к ремонту книг; развивать умение быстро и четко действовать в
соответствии с указанием взрослых.
4.Наблюдение за трудом прачки
цель: закреплять имеющиеся представления о труде взрослых,о трудовых действиях,
совершаемых ими.
1.Смена грязных полотенец
цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение
2.Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени
цель: формировать трудовые навыки, воспитывать желание помогать взрослым
3.Мытье комнатных растений
цель: привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
4.Наблюдение за работой дворника
цель: закрепить имеющиеся представления о труде взрослых; о трудовых действиях, совершаемых ими.
1.Обратить внимание детей на то, как стоят стульчики
цель: закреплять умение правильно переносить стулья (держать правой рукой за спинку, левой за сиденье)
2.Протирание пыли с листьев комнатных растений
цель: продолжать учить детей протирать пыль влажной тряпочкой
3.Мытье стульчиков
цель: упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление
принимать активное участие в труде со взрослыми.
4.Наблюдение за эпизодическим трудом взрослых в детском саду
цель: дать представление о работе электрика, о трудовых действиях им совершаемых.

Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Мытье расчесок
цель: учить следить за своими вещами, воспитывать желание содержать их в чистоте.
2.Полив комнатных растений
цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах(не заливать, поливать равномерно);воспитывать
желание ухаживать за растениями.
3.Мытье шкафчиков для одежды
цель: продолжать учить детей работать вместе со взрослыми, контактировать сними, закреплять трудовые умения.
4.Д/и «Кому что нужно для работы»
цель: закрепить знания детей о профессиях, о названиях инструментов, необходимых для работы.
1.Беседа об обязанностях дежурных
цель: конкретизировать знания детей об обязанностях дежурных по различным видам
деятельности; воспитывать положительное отношение к дежурству
2.Посев семян ноготков
цель: учить детей сажать семена в землю; развивать трудовые навыки; воспитывать познавательный интерес.
3.Совместный труд с няней по уборке группы
цель: учить получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка; воспитывать
положительное отношение к труду
4.Беседа «Кто работает в детском саду»
цель: Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.
1.Заправка постелей
цель: довести до сознания детей как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность
2.Пересадка комнатных растений
цель: объяснить детям необходимость данной процедуры; формировать умение доводить начатое дело до конца.
3.Мытье уличных игрушек
цель: воспитывать устойчивое желание содержать игрушки в чистоте; закреплять трудовые умения и навыки.
4.Беседа «Кем работают твои родители»
цель: расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Слайд 1

Методика трудового воспитания в ДОУ.

Презентация изготовлена для показа воспитателям МАДОУ № 200.

Слайд 2

Слайд 3

Первая младшая группа.

Самообслуживание. Формируем начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Хозяйственно-бытовой труд. У детей формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. Хотя возможности детей этого возраста ограничены, их необходимо вовлекать в совместную с ними посильную работу, давать им поручения, которые они могут выполнить.

Слайд 4

Труд в природе. Трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует необходимые умения. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как делать), направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Педагог должен предлагаемое содержание делать наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными.

Слайд 5

Организация трудовой деятельности.

Поручения. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом.

Слайд 6

Вторая младшая группа.

Самообслуживание. Очень важно, чтобы дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Необходимо сформировать привычку садиться за стол только с чистыми руками, дети должны самостоятельно и аккуратно есть и правильно держать ложку, одеваться и раздеваться соблюдая определённую последовательность. Воспитатель должен ежедневно следить за тем, как дети выполняют его указания. Если ребёнок что либо забыл, воспитатель должен перед проведением режимного момента, ещё раз со всеми детьми повторить последовательность действий.

Слайд 7

Хозяйственно-бытовой труд. В этом возрасте начинается систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду. Дети должны овладеть такими действиями и операциями хозяйственно-бытовой деятельности, как: накрывание стола к обеду, завтраку или полднику, приготовление материалов к занятиям, поддержание порядка в помещении и на участке. Воспитатель более систематично, чем в первой младшей группе приобщает детей к трудовой деятельности. Но всё это так же происходит при помощи наглядно-действенных методов организации трудовой деятельности.

Слайд 8

Труд в природе. Ребёнка этого возраста приучают выполнять простейшие поручения взрослых: с помощью воспитателя поливать комнатные растения, вытирать большие листья цветов, сеять семена, собирать урожай. Нельзя просто дать детям задание что либо сделать, воспитатель должен вспомнить последовательность работы, чтобы дети осознали задание, которое им предстоит выполнить. Используется поэтапный инструктаж, дети выполняют отдельные приёмы по указанию воспитателя.

Слайд 9

Слайд 10

Средняя группа.

Самообслуживание. В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию более сложных навыков самообслуживания. Перед детьми ставится задача оказания взаимопомощи при одевании завязать шарф, научить завязывать ботинки, помочь малышу одеться и т.д.)

Слайд 11

Хозяйственно-бытовой труд. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда. Так в начале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в группе и на участке, принимают участие в уборке (протереть полки, помыть игрушки и т.д.). В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, накрывают на стол). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций, умения пользоваться ими в нужной последовательности.

Слайд 12

Труд в природе. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях в уголке природы, поливают, рыхлят почву, протирают крупные плотные листья, сеют семена, вместе со взрослыми выращивают овощи и цветы. Примером для ребёнка может стать теперь не только взрослый, но и его сверстник.

Слайд 13

Слайд 14

Старшая - подготовительная группы.

Самообслуживание. Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опёку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

Слайд 15

Хозяйственно-бытовой труд. В возрасте 5 – 7 лет хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объёмов труда, к сервировке стола добавляется раздача 2 и 3 блюд. Дети уже умеют убираться в групповой комнате, поэтому включаются в повседневный процесс уборки помещения. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование.

Слайд 16

Труд в природе. Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.

Слайд 17

Слайд 18

Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже коллективные, маленьким подгруппам 2-3 человека. Так как научить одного-двух ребят гораздо легче, чем целую группу, при этом контроль за действиями каждого более удобен.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». В.А.Сухомлинский


3. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых. Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников: 1. Снижение интереса к труду. 4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста. 2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности. 5. В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: Насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность, Чрезмерная регламентация действий ребёнка, Угроза наказания за плохое отношение к труду, Наказание трудом за плохое поведение, Недовольство неумением ребёнка.




Структура трудового процесса Цель, Предмет Орудия Трудовые Результат мотив (материал) труда действия труда труда труда (инструменты) Центральная связь понятия о труде – связь преобразования, создания продукта труда для удовлетворения потребностей людей.




Особенности детского труда Ребёнок не создаёт общественно значимых материальных ценностей. Труд детей носит воспитывающий характер. Близость труда к игре. Трудовые навыки и умения детей не профессиональны, они помогают ребёнку стать независимым и самостоятельным. Ситуативный, необязательный характер труда. Имея все структурные компоненты деятельности, труд ребёнка находится в стадии становления, поэтому необходимо руководство со стороны взрослого.










Воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: воспитание правильного отношения к собственному труду; воспитание личностных качеств (трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности); воспитание положительных отношений между детьми в процессе труда. Задачи трудового воспитания 3


Средства трудового воспитания С.А.Козлова, А.Ш.Шахманова В.И.Логинова, М.В. Крулехт 1. Собственная трудовая деятельность. 2. Ознакомление с трудом взрослых. 3. Художественные средства (произведения художественной литературы, музыки, изобразительного искусства). 1. Формирование системных знаний о труде взрослых. 2. Обучение целостным трудовым процессам. 3. Самостоятельная трудовая деятельность детей.


Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.) Общественная значимость: - освобождает других от обслуживания себя; - ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью. Содержание трудового воспитания и виды труда


Хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д. Особенность хозяйственно-бытового труда- его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых. Содержание трудового воспитания и виды труда


Труд в природе Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и т.д. Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Особенности: - результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых; - чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; - труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; - даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы. Содержание трудового воспитания и виды труда


Ручной и художественный труд Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: - изготовление поделок, - украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т.д. Содержание трудового воспитания и виды труда


Поручение - обращённая к ребёнку просьба - взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. 1 По форме организации: - индивидуальные - подгрупповые - общие По продолжительности: - кратковременные - длительные По содержанию (соответствуют видам труда): - по самообслуживанию - хозяйственно-бытовой -труд в природе - ручной труд




Общий труд Такая форма организации труда, когда дети работают одновременно, выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело. 1 Цель 2 Результат Совместный труд Такая форма организации труда, когда один ребёнок качественно выполняет свой один этап работы, многократно повторяя какую- либо операцию, и передаёт результат своего труда следующему ребёнку, который продолжает работу дальше. Цель Результат