Краткая история помады. Краткая история помады Цвет первой помады в мире

Ей уже больше пяти тысяч лет. В определённые периоды за её использование судили и даже сжигали на кострах. Но, не смотря ни на что, она по-прежнему популярна, и есть в арсенале каждой из нас:-)

ИСТОРИЯ КРАСНОЙ ПОМАДЫ

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КТО ВО ЧТО ГОРАЗД

Есть разные мнения о том, когда же все-таки появилась красная помада. Некоторые историки уверены - её изобретателями были шумеры, и красить губы женщины начали 5500 лет назад. По другой версии родина помады - Древний Египет, там ей пользовались и женщины, и мужчины. Губы они красили смесью охры, воска, жира и кармина. Клеопатра, например, использовала смесь, полученную из тёртых красных муравьев и жуков. Иногда египтянки красили губы киноварью - это такой минерал на основе ртути.

Поцелуй красавиц нередко становился смертельно опасным.

Говоря о красной помаде, нельзя не упомянуть царицу Нефертити. Её помада была сделана из перламутра раковин морских моллюсков. Первый люкс в макияже:-)

А вот в Древней Греции красить губы официально разрешалось только куртизанкам. Их помада была сделана из красной краски и таких неаппетитных ингредиентов, как овечий пот и экскременты крокодилов. В Древнем Риме красными губами выделялись дамы из богатых семей.

СРЕДНИЕ ВЕКА: КРАСОТА ПОД ЗАПРЕТОМ

Во времена кровавой инквизиции любой, кто выделялся из толпы яркой внешностью, мог тут же отправиться на костёр.

Чтобы выжить, девушки не просто прекратили украшать себя, они стремились стать незаметными. Подтверждение этому можно увидеть на картинах того времени - люди бледные, губы их кажутся бескровными.

Охота на ведьм вынудила красную помаду на время отправиться в подполье.

Правда, были и смелые дамы, которые чтобы придать губам цвет, просто кусали их.

Такой вот выход нашли предприимчивые средневековые девушки:-)

РЕНЕССАНС: МИРОМ ПРАВИТ КРАСОТА

Моду на яркие губы задала английская королева Елизавета I. Она абсолютно спокойно игнорировала утверждение священников, что красная помада - происки дьявола. И красила губы смесью из сока инжира, яичного белка и размолотых красных зёрен кошенили.

Поговаривают, что эту помаду она даже изобрела сама. За королевой потянулись и придворные дамы. Красный - снова в тренде.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПОД СУД ЗА ГУБЫ, НО НЕ ВЕЗДЕ

В начале XVIII века высшие чины вновь меняют свое мнение о красных губах на резко негативное. А британское правительство даже законодательно запрещает помаду. Девушек, которые красятся, снова называют колдуньями.

То же самое в Америке.

Представляете, мужчина мог в одностороннем порядке аннулировать брак, если его жена без разрешения накрасила губы!

1800-Е ГОДЫ: ПОМАДА ОБРЕТАЕТ ИМЯ

Зато французский двор помаду полюбил. Красились не только дамы, но и мужчины. Так они пытались выделить губы на фоне бороды и усов. Кстати, девочки, словом «помада» мы обязаны кардиналу Ришелье.

Он так любил яблоки, что хотел всегда иметь их под рукой. И тогда его лекарь смешал для кардинала специальное средство с яблочным ароматом. Тот наносил его на верхнюю губу, чтобы всё время ощущать любимый аромат. В итоге от французского «pomme», что в переводе означает «яблоко», и пошло привычное нам слово «помада».

КОНЕЦ XIX ВЕКА: БЬЮТИ-РЕВОЛЮЦИЯ

Вот здесь происходит настоящий прорыв в индустрии красоты. Красная помада становится трендом.

В 1870 году французский бренд Guerlain запускает производство безопасной губной помады. В её составе - экстракт грейпфрута, смешанный со сливочным маслом и пчелиным воском. Помада была помещена в футляр с колесиком, называлась она «Ne m’Oubliez pas», что переводилось как «Не забывай меня».

Первая помада от Guerlain

Первой появляется на публике с ярко накрашенными губами актриса Сара Бернар. И получает шквал негативных отзывов, ведь красная помада всё ещё порицается в обществе. Однако поступок актрисы становится значимым для всей индустрии красоты.

XX ВЕК: ДЕЛО ЗА АЛЫМ!

1900 - 1920 гг. Красные губы феминистки делают символом свободы и самовыражения.

Выступая за права женщин, суфражистки ярко красят губы. Так они пытаются привлечь внимание к своему движению за избирательные права женщин.

Именную красную помаду CoCo Rouge презентует в 1924 году Габриель Шанель. Та становится одним из символов Дома Chanel, и выпускается по сей день.

1930 - 1940 гг. Vogue объявил помаду «самым важным косметическим средством для женщин». В разгаре Великая депрессия, но продажи этого бьюти-продукта растут. Даже появляется термин «эффект губной помады». Экономисты используют его для объяснения того, почему потребители продолжают покупать мелкие, «несерьёзные» товары, такие как губная помада, для поднятия настроения во времена финансовых трудностей.

А в 1947 году Кристиан Диор презентует премьерную серию из 8 красных помад Dior Rouge, которые в одночасье становятся легендами.

Dior Rouge

Это по настоящему золотое время красных губ. Актрисы с афиш и телеэкранов красуются с яркими губами. Мэрилин Монро наносила красную помаду по своей собственной технологии аж в пять слоев.

А Элизабет Тэйлор так любила яркую помаду, что даже требовала, чтобы в фильмах с её участием красные губы были лишь у неё.

Не отставали и королевы. Так, например, в 1953 году готовясь к собственной коронации, королева Великобритании Елизавета II заказала индивидуальный оттенок помады в тон своей мантии. Получившийся в результате красный цвет назвали «Балморал» − по имени её замка в Шотландии.

1960-Е И 1970-Е ГОДЫ

Популярность красной помады падает, в тренде - естественность и нейтральные цвета. Тон новой моде задают хиппи. Но с появлением гламура вишнево-красные глянцевые губы вернутся…

XXI ВЕК

В XXI веке ярким губам даже устраивают перфомансы. Так в 2012 году в музее дворца Почетного легиона в Сан-Франциско прошла большая выставка «Ман Рэй и Ли Миллер: Партнеры в сюрреализме». Она отражала историю взаимоотношений режиссера-авангардиста, художника и экспериментатора в области фотографии Ман Рэя и его ассистентки, модели журнала Vogue. Так вот, на выставке была представлена серия фотографий и объектов, посвященных губам его возлюбленной, например, работа Observatory Time — The Lovers, на которой изображен огромный, парящий над лесом рот Ли Миллер. Так губы Миллер обрели статус настоящего произведения искусства. И это только один из примеров.

Ман Рэй, Обсерватория времени

ПРОИЗВОДСТВО ПОМАДЫ

Если раньше помады делали вручную, смешивая различные компоненты, то сегодня это механический процесс. В составе помады теперь пять основных безопасных компонентов: ланолин (жир из шерсти овец), масла (касторовое), натуральные воски, красители и перламутр.

Все ингредиенты в определенной последовательности закладываются в котел, где смешиваются, а затем варятся шесть часов. После, горячую массу переливают в специальные контейнеры, в них она остывает примерно восемь часов. Получаются брикеты весом по 20 кг., их режут на части, снова расплавляют, заливают в формовочные машины, фасуют, охлаждают по специальной технологии и потом уже помещают в тюбики.


ПОМАДА СЕГОДНЯ

Сегодня женщины смело экспериментируют с оттенками помады. На улицах городов можно встретить девушек с тёмными и даже чёрными губами, однако самым популярным по-прежнему остается красный.

Кстати, учёными уже доказано - женщины с красными губами привлекают больше внимания мужчин. Так представители сильного пола задерживают взгляд на женщине с красной помадой на 7,3 секунды. А на ту, чьи губы вообще не накрашены смотрят всего 2,2 секунды. Красим губы, девочки! Кому актуально, конечно! :-)))


Когда появилась первая помада? Чем красили губы в Древнем Египте и красили ли вообще? Из чего делают помаду? И почему именно красный цвет?

Мэрилин Монро

В данной статье мы расскажем вам о том, как и чем красили губы на протяжении веков женщины в разных странах мира, а также о том, что из себя представляет помада сегодня.

Помада – средство для окраски губ, слово «помада» происходит от латинского «pomum» - яблоко

История губной помады от Древнего Египта до ХХ века


пользуется популярностью и по сей день - акцент на глаза, потрясающие длинные стрелки. Действительно, что может быть прекраснее кошачьих глаз. Но не только черная краска для макияжа глаз была известна в Древнем Египте.


Статуя Рахотепа и Нофрет
Древний Египет

Древние египтяне были настоящими мастерами и в строительстве пирамид, и в медицине, и также в макияже. Помада тоже являлась обязательным элементом макияжа женщин Древнего Египта. Если глаза красили исходя из того, что глаза - зеркало души, и через глаза в тело могут проникнуть злые духи и завладеть человеком, то о религиозном предназначении помады в Древнем Египте ничего не известно.


Бюст Нефертити

На губы помаду наносили для того, чтобы придать им блеск. В качестве помады египтянки использовали смесь из жира и красной охры. Возможно, в условиях жаркого климата такая помада могла служить и защитой для губ.

Охра - это пигмент природного происхождения, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины (желтая охра) либо из смеси безводной окиси железа с глиной (красная охра).


Охра

Охра одна из самых древних красок. И не только в макияже. Первобытные люди, рисуя на стенах пещер, в качестве желто-красной краски использовали именно охру. Древние племена раскрашивали лица и как краску также использовали охру. Да и сегодня некоторые африканские племена, раскрашивая лица перед проведением тех или же иных обрядов либо перед охотой, тоже не обходятся без охры.


Цезарь и Клеопатра

Красили губы и женщины Древней Греции и Древнего Рима. Однако, в отличие от египтянок, их макияж не мог быть очень ярким. Считалось, что женщины-хозяйки, матери и жены, должны отличаться скромностью. В Древней Греции яркий макияж, если кому и разрешался, то это – женщинам, которые сопровождали мужчин на пирах и в театрах.

В Древнем Риме яркий макияж, отступая от всеобще принятых правил, могли себе позволить женщины знатного происхождения и, конечно же, императрицы.

В качестве краски также использовали охру. Либо, в Древней Греции, пигмент вермильон. Это измельченная в порошок киноварь.

Киноварь – сульфид ртути, предвестник ядовитой косметики XVI-XVIII веков.


Киноварь

Киноварь греческое слово, которое, возможно, имеет персидское происхождение, и в переводе означает «кровь дракона».


Камея с изображением римской императрицы Мессалины с детьми

В Древнем Риме также в качестве красной краски могли использовать красный свинец, красильный мох, сангину. Сангина – это палочки из каолина (белая глина) и оксидов железа, проще говоря, красный мел. Красильный мох – растение из класса лишаев, может давать краску красного, фиолетового и синего цвета.

К слову, в Древнем Риме красить губы, по некоторым данным, могли и мужчины.

В Средние века в Европе с помадой боролась церковь. Вся косметика осуждалась церковью, как «краски дьявола». В те времена считалось, что наносить макияж означает вводить в обман, а ложь – один из смертных грехов. И мало того, что в Средние века лицо совсем не красили (и помада, и румяна были под запретом), так еще в те времена появилась и делать высокий лоб, выщипывая волосы надо лбом. С современной точки зрения, жуткое зрелище.


Ян ван Эйк
Портрет Маргарет Ван Эйк, 1439 год

В XVI веке, в эпоху Возрождения, губы женщин вновь становятся ярко-алыми. Моду на макияж и, конечно же, помаду во Франции диктует королева родом из влиятельного итальянского флорентийского рода Екатерина Медичи, а в Англии – Елизавета I.


Портрет Екатерины Медичи

С XVI века и позже, в XVII и XVIII веках, в Европе ярко-алая помада и розовые румяна будут служить для того, чтобы подчеркнуть снежную белизну кожи, покрытой не одним слоем белил.


Елизавета I

То же самое относится и к традиционному японскому макияжу гейши. Красной помадой подчеркивается белизна кожи.


Японская картина
Красавица с веером, 1927 год

В XVI – XVIII веках помаду по-прежнему делают из охры, ядовитого сульфида ртути – вермильон, кошенили.

Кошениль – это ярко-красная краска, которую получают из насекомых отряда полужесткокрылых под названием кошениль.


Кошениль

В XVII-XVIII вв. мужчины и дети тоже красили губы помадой

Кстати, в XVII и XVIII веках в Европе макияж наносили не только женщины, но и мужчины. Как и дамы, кавалеры использовали белила и румяна, а также красили губы. Красили губы и детям. Впрочем, в те времена не существовало отдельной моды и даже одежды для детей. Дети носили то же самое, что и взрослые, понятное дело лишь размером меньше. Те же корсеты девочки начинали носить в возрасте 10-12 лет. Единственное, мужская и детская помада отличалась по цвету от женской. Она не была настолько яркой.


Портрет мадам де Помпадур
Фаворитка французского короля Людовика XV
Художник Франсуа Буше

XIX век – вновь время скоромности. Французская роскошь балов и дворцов закончилась революцией. А моду все больше и больше начинает диктовать, еще с XVIII века более скромная в своих нарядах и макияже, Англия. Да и буржуазия, новый влиятельный слой общества XIX века, люди, зарабатывающие деньги, иначе относились к роскоши. Они считали, что к деньгам следует относиться экономно и пускать их в дело, а не на краски.


Фотография английской королевы Виктории с дочерью, 1845 год

Английская королева XIX века, королева Виктория, считала макияж проявлением вульгарности. В XIX веке появляется представление о том, что яркая красная помада, да и вообще макияж, допустим лишь для актрис и певиц. Но не для пристойных дам. Юным же девушкам, чтобы сделать губы ярче, оставалось лишь покусывать их.

Также с конца XVIII – начала XIX веков появляется множество медицинских трудов о вреде косметики, которая на протяжении XVI-XVIII веков производилась из ртути и свинца.

Губная помада красного цвета

«Красный – цвет жизни, цвет крови.
Обожаю красный».
Коко Шанель

Это сегодня можно купить помаду практически любого цвета – от алого до розового, оранжевую и даже черную. Но на протяжении веков цвет помады всегда оставался ярко-красным.


Коко Шанель

Красный, черный и белый – три основных цвета в истории взаимоотношений красок и человека. Именно красный, черный и белый цвета стали первыми цветами, которые начали использовать первобытные люди в качестве красок, как для живописи на стенах пещер, так и для раскраски лица. А американские индейцы так вообще красили охрой не только лица, но и тела, за что и получили от европейцев свое прозвище - краснокожие.


Пещера Альтамира, Испания
Рисунок первобытных людей

Красный цвет имеет разностороннюю символику. С одной стороны – это цвет жизни. Ведь цвет нашего «жизненного сока», то есть крови, - красный. Это цвет солнца – красное солнышко. Красный зачастую являлся синонимом красоты - . Традиционный цвет свадебной одежды девушек многих народов также красный. К примеру, на Руси замуж выходили в красном сарафане. С другой стороны, красный – это цвет опасности и тревоги.


Софи Лорен

Интересны и физические свойства красного цвета. Красный цвет из всех цветов спектра, которые воспринимает человек, обладает наибольшей длиной волны. Таким образом, он вызывает более сильную подсознательную реакцию – красный цвет заметен всегда.

А еще красные губы и щеки – это знак здоровья и молодости. Как говорят в народе, кровь с молоком.

Красная помада как символ борьбы за права женщин


В начале ХХ века помада по-прежнему ассоциировалась с актрисами и певицами, а то и вовсе с женщинами легкого поведения. И именно в первой четверти ХХ века помада, а также и макияж в целом, становятся неизменными атрибутами феминисток – женщин, которые в те годы боролись за равные права с мужчинами.


Кадр из фильма «Большие гонки» 1965 года
Главная героиня фильма – журналист и феминистка

Так, в 1912 году на марш в Нью-Йорке за право голосования все его участницы вышли с губами, окрашенными яркой алой помадой.


Кадр из фильма «Большие гонки» 1965 года

А в 1915 году появилась первая удобная помада – помада в круглом футляре с рычажками по бокам. До этого помада на протяжении всей своей истории была в виде краски, которую наносили при помощи кисточки. И уже в 1920-е годы девушки-модницы с короткими стрижками, ведущие активный образ жизни, не представляют свой образ без красной помады.


Короткая стрижка по моде 1920-х

Практически весь ХХ век: и в 1930-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е помада не выходит из моды. Становится предметом, который можно найти в сумочке практически любой женщины. Даже в военные 1940-е годы помада по-прежнему производилась и продавалась. А в США при участии Элизабет Арден, основательницы косметического бренда Elizabeth Arden, в военные годы была разработана помада красного оттенка под цвет оттенка униформы корпуса женского резерва морской пехоты.


Мэрилин Монро

И только в 1990-е помада на некоторое время уступила свои позиции блеску для губ. Впрочем, блеск для губ – это ничто иное, как производное помады. Первый блеск для губ появился достаточно давно – еще в 1932 году. Однако уже в начале XXI века мода на помаду возвращается вновь.

Из чего делают губную помаду сегодня

Основные составляющие помады:

1. Воск – он придает ей форму
2. Пигменты – они предают цвет
3. Отдушки – они делают приятным запах
4. Растительные масла – основа помады ХХ в.
5. Силиконовые масла – делают помаду стойкой, основа помады ХХI в.
6. Различные добавки – к примеру, витамины, перламутровые добавки, ланолин, который придает губам эластичность и т.д.

И, кстати, все перечисленное выше мы едим. В буквальном смысле этого слова. Помаду съедают не только женщины, но и мужчины – при поцелуях.

По данным французских ученых, мужчины съедают до 3 кг помады за свою жизнь, а женщины - до 8 кг.

В ХХ веке помаду чаще всего делали из растительного масла, к примеру, касторового, воска и, конечно же, пигментов, которые предавали ей цвет. Такая помада с годами приобретала горький запах, так как растительное масло портилось. Если у вас дома сохранились старые помады, родом из 70-х или же 80-х, понюхайте, и вы ощутите запах испорченного от времени растительного масла.


Элизабет Тейлор

Первым пигментом, который использовали при производстве помад, стал кармин или же старый добрый кошениль – краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Сегодня пигменты чаще всего искусственного происхождения.


Популярная в 1920-1930-е годы помада

Также в помаду добавляют и отдушки - смесь синтетических и полусинтетических композиций, с целью придания помаде приятного запаха.

В 1990-е в производстве помад происходит революция. На протяжении долгого времени помады пытались сделать стойкими и только в конце ХХ века это удалось. В 1990-е годы помады начали делать из воска, пигментов и силиконового масла. Первую такую помаду выпустила фирма Revlon. Эта же фирма первой предложила сочетать по цвету помаду и лак. Однако были у такого продукта и свои недостатки – это была лишь матовая помада и она сушила губы, так как силиконовое масло сразу же после нанесения испарялось.

В 2000 году попытку создать стойкую помаду предприняла фирма Max Factor. Они создали двухстороннюю помаду. Сначала наносился один слой с испаряющимся силиконовым маслом, затем второй – глянцевое покрытие с силиконовым маслом, которое не испарялось. Но согласитесь, двухсторонняя помада, которую следует наносить в правильном порядке слой за слоем, - это что-то очень сложное.

Силиконовые масла – это жидкие кремнийорганические полимеры, то есть кремниевые аналоги органических соединений, где некоторые атомы углерода замещены на атомы кремния.

И, наконец, японские химики нашли способ сочетать в одной помаде летучие и нелетучие силиконовые масла. Таким образом, помада получилась стойкой и при этом не сушила губы. Японцы получили эмульсию силиконовых масел. Эмульсия – это смесь несмешиваемых жидкостей. В такую помаду стало возможным добавлять, помимо пигмента, воска, отдушки, и силиконовых масел, еще и различные дополнительные вещества. К примеру, витамин Е или же старые добрые растительные масла, которые увлажняют губы.





Как менялась помада в разные эпохи: Древний Восток, Античность, средневековая Европа, Новое и Новейшее время. Интересные факты из истории помады.

Женские губы всегда были объектом восхищения для мужчин. Поэты и музыканты сравнивали их с лепестками роз, а художники старались передать чувственность и красоту девичьих уст на своих полотнах. Такое внимание к женским губам объяснялось появлением помады – неотъемлемого атрибута красоты и кокетства истинной леди.

История возникновения губной помады

Древний мир

История помады – это дорога, проложенная сквозь тысячелетия. С давних времен женщины стремились подчеркнуть свою красоту и привлекательность. Известно, что еще в Месопотамии – колыбели евроазиатской цивилизации, яркого цвета губ добивались с помощью полудрагоценных камней, искрошенных в порошок.

В Древнем Египте модными были изящные тонкие губы ярко-красного цвета: в этом можно убедиться, посмотрев на портреты красавицы Нефертити. Краски для губ делали из смеси брома, йода и красных водорослей. А еще в помаду добавляли кармин – пигмент, получаемый из сушеного насекомого кошенили.

Большой поклонницей помады была Клеопатра: царица пользовалась смесью из красной охры и гематита. Египтянки не желали расставаться с помадой не только при жизни: даже в загробный мир они брали ее с собой. Античные красавицы подкрашивали губы цветной жирной глиной, древнерусские женщины – соком малины, клубники и свеклы.

Средние века

В XVII веке помаду делали из более щадящих компонентов: пчелиного воска, экстрактов растений, лепестков герани. После того, как французские парфюмеры добавили в бесцветную душистую мазь, изготовленную для кардинала Ришелье, красящие вещества, на нее обратили внимание и придворные дамы.

Благодаря королеве Елизавете I модными стали ярко-красные губы в сочетании с бледной кожей. А в XVIII веке, при дворе Людовика XVI, не только женщины, но и мужчины пользовались помадой: с ее помощью подчеркивали контуры губ, чтобы они не терялись в усах и бороде.

Однако средневековая Европа была полна противоречий. В середине XVII века христианская церковь осудила использование косметики. Женщин с накрашенными губами называли ведьмами и обрекали на вечные муки в аду. Сам факт подкрашивания губ считался преступлением, а помада – «орудием дьявола», с помощью которого незамужние девушки соблазняли мужчин. Закон, принятый британским Парламентом в 1770 году, гласил, что эти неблагочестивые особы заслуживают сожжения на костре за колдовство.

Это интересно! Оттенки губной помады, которые предпочитали женщины, менялись в зависимости от страны и эпохи. Ярко-розовый цвет был очень популярен в эпоху Возрождения – у богатых венецианок. Золотой краской пользовались в древней Индии (). В черный цвет красили губы африканки. А стиль «nude», когда губы полностью сливаются с кожей, придумали египтянки.

Новое время

Современный вид помада начала приобретать в конце XIX века.

1883 год считается днем рождением помады в тюбике: французские парфюмеры на выставке в Амстердаме представили всему миру свою находку – помаду из оленьего жира в виде миниатюрного стержня, завернутого в шелковый лоскуток. Новинку немедленно приобрела Легендарная Сара Бернар (), очарованная ее соблазнительным, ярко-вишневым оттенком. Правда, помада в тюбике стоила так дорого, что для большинства женщин была непозволительной роскошью.

Новейшее время

Настоящей революцией в мире моды стала помада Valaz Lip-Listre от королевы косметики Елены Рубинштейн: стоила она всего несколько долларов. Так на прилавках парфюмерных магазинов появилась доступная по цене помада. Производители «заветных тюбиков», среди которых Элизабет Арден, Елена Рубинштейн, Макс Фактор соревновались друг с другом за право сделать женщину модной, красивой и неповторимой. Появлялись новые цвета помады, совершенствовалась ее текстура, производители придумывали более удобные формы тюбиков. Макс Фактор изобрел блеск для губ, а Элизабет Арден основала Институт красоты, что учил женщин премудростям использования декоративной косметики.

Послевоенные годы

После Второй мировой войны маленький волшебный тюбик можно было найти в сумочке каждой женщины. А когда в 1947 году Париж подарил миру «помаду, что позволяла целоваться», под названием «Le Rouge Baiser» («Красный поцелуй»), что кроме стойкости имела и другое достоинство – богатую цветовую палитру, женщины начали красить губы не только для вечернего выхода, но и днем, например, чтобы прогуляться по магазинам.

Производство губной помады постоянно совершенствовалась, а в 1949 году было автоматизировано: американцы придумали специальные машины для изготовления пластмассовых и металлических тюбиков.

Большую роль в популярности помады сыграли киноактрисы, в их числе Глория Свенсон, Аста Нильсен, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Лара Тернер. Все женщины стремились им подражать, и популярность помады росла безудержно.

И пусть в советские времена ассортимент губной помады был очень скромным, зато сегодня никаких ограничений нет. В косметических магазинах – помада на любой вкус и кошелек. Сама Клеопатра позавидовала бы современным женщинам.

Время стирает границы, меняет очертания городов и диктует новые правила. Шагая сквозь века, помада менялась и преображалась. Неизменным осталось лишь ее предназначение – .

Сегодня это самое распространенное средство косметики. Губная помада - ею ежедневно пользуются миллионы женщин! Но далеко не всегда это было так. Ведь когда в 1883 ходу, созданная находчивыми французскими парфюмерами, она увидела свет на всемирной выставке в Амстердаме, вряд ли кто-нибудь всерьез подумал, какая ей, красному чуду, уготована головокружительная карьера. Более того, добропорядочных женщин в начале века пугала сама мысль о какой-то легкомысленной косметике для губ.

История губной помады, этого незаменимого и едва ли не самого распространенного косметического средства, началась очень давно: почти пять тысячелетий назад, в древнем Вавилоне, женщины добивались яркого цвета губ с помощью особой смеси искрошенных до мельчайших частиц полудрагоценных камней. А древние египтянки настолько ценили яркие губы, что пользовались опасными для здоровья средствами на основе брома и йода — позднее египетское изобретение назвали «поцелуем смерти». Большой поклонницей губной помады была царица Клеопатра — ее косметика изготавливалась из красных жуков, истолченных в ступке и смешанных с муравьиными яйцами. А для придания древней помаде блеска египтяне использовали рыбью чешую.

След популярности краски для губ донес до нас миф о яблоке раздора, в котором Парис решил спор о красоте между Герой, Афиной и Афродитой в пользу последней. Не успев порадоваться, богиня была уличена в жульничестве посредством применения пудры и губной помады. А древнерусские красны девицы усиливали свежесть и яркость сахарных уст при помощи толченого кирпича, свеклы, клубники, малины.

Арабско-андалусский врач Абу аль-Касим аль-Захрави, которого называют основоположником современной хирургии, изобрелИстория губной помады первую в мире твердую губную помаду во времена Золотой эры ислама. Изобретение аль-Захрави представляло собой полоски ароматной красящей смеси в специальных формочках. В 1932 году косметический бренд Max Factor впервые представил жидкий блеск для губ, призванный дополнить цвет губной помады. А популярная сегодня губная помада с жидкой формулой, в состав которой не входит воск, была изобретена в девяностых годах компанией Lip-Ink International.

В XVI веке губная помада изготавливалась уже из гораздо менее экстремальных средств — во время правления в Англии Елизаветы I, введшей моду на белую кожу в сочетании с кроваво-красными губами, губную помаду изготавливали из пчелиного воска и экстрактов растений, придающих средству яркий цвет. Популярность губной помады в Соединенном королевстве, однако, продлилась недолго — уже в 1653 году английский пастор Томас Холл основал целое движение, заявляя, что «разукрашивание» лица — это «работа дьявола». В средневековой Европе женщина с накрашенными губами считалась легкомысленной особой, которую в день Страшного Суда не признает Христос и отправит в ад.

А в 1770 году английский парламент выпустил целый закон против косметики, который утверждал, что женщину, соблазнившую мужчину благодаря косметике, следует считать ведьмой. В 1800 году даже королева Виктория открыто заявила о неприятии губной помады, утверждая, что носить какой бы то ни было макияж — «вульгарно».

Но, между тем, именно церкви мы обязаны появлению губной помады в ее нынешнем виде. Точнее, не всей церкви, а кардиналу де Ришелье, имевшему слабость к яблочному аромату.

Он любил его настолько, что держал яблоки в столе, а однажды велел своему лекарю приготовить душистую мазь, которую тот и назвал помадой (от французского pomme — яблоко). Его Преосвященство остался очень доволен: он стал смазывать кончик носа или верхнюю губу новинкой, наслаждаясь любимым запахом. Разумеется, помада была бесцветной, но ведь добавление красящего вещества в подходящую маслянистую основу — сущие пустяки.

Собственно, так и случилось. Причем, пользовались красящей помадой как женщины, так и мужчины: при дворе Людовика XVI это было обычным явлением: придворные подчеркивали контуры рта, чтобы они не терялись в бороде и усах.

Причем косметика в то время использовалась настолько интенсивно, что в XVII веке английский парламент принял закон, дававший мужчине право развестись с женой, если после свадьбы он обнаружит, что в действительности она не так красива, как была в период сватовства.

Во Франции во второй половине 18-го века, когда губную помаду еще изготавливали только из натуральных продуктов, она предназначалась исключительно для мужчин. При дворе Людовика XVI наиболее кокетливые и любвеобильные из них мазали ею рот, дабы он был заметен и не сливался с бородой и усами.

Только в самом начале нашего века доступ к помаде получили женщины. Однако далеко не все, а лишь особы легкого поведения. Тем же красавицам, что отличались добропорядочностью и благопристойностью, подобные прихорашивания строжайшим образом возбранялись.

Второе рождение помады состоялось, по мнению специалистов, во время Всемирной выставки в Амстердаме, проходившей в 1803 году. Этому предшествовала забавная история. Работорговцы, занимавшиеся перевозкой «живого товара», обратили внимание на жирную смазку ярко-красного цвета у некоторых женщин и доставили ее в Европу, вызвав ажиотаж. Лишь через весьма продолжительное время выяснилось, что та помада у африканок была сигнальной: она означала, что женщина находится в стадии «критических дней» и сексуальный контакт с ней нежелателен. Но косметическую новинку, составленную на основе оленьего жира, по достоинству оценили многие женщины, в том числе и знаменитая актриса Сара Бернар. Свыше 30 лет понадобилось для того, чтобы губная помада приобрела сегодняшний вид.

Окончательно губная помада обосновалась в женской косметичке только в начале XX века. В преддверии Второй мировой войны губная помада стала едва ли не самым востребованным косметическим средством благодаря голливудским дивам, в числе которых были звезды немого кино Глория Свэнсон, Аста Нильсен и Лана Тернер. В 1920 году Елена Рубинштейн выпустила первый тюбик губной помады, получившей название Valaz Lip-Listre; губная помада от Рубинштейн стала явлением почти революционным — если ранее позволить себе это косметическое средство могли лишь женщины с высоким доходом, то Valaz Lip-Listre стала продуктом исключительно демократичным, стоимость которого не превышала нескольких долларов. В тридцатых годах Хэзел Бишоп, основательница одноименного косметического бренда, создала еще одну революционную новинку — губную помаду, устойчивую к поцелуям, а Элизабет Арден основала в Германии свой Институт красоты, открывая обычным женщинам доступ к современной косметике.

Нанесение помады стало подлинным искусством, в котором появились свои стили. "Rosebud lips" ("Бутон розы") — форма губ, созданная "отцом" голливудского макияжа Максом Фактором и популярная в 20-е годы. Форма "Bee stung lips" ("Укушенные пчелой") стремительно вошла в моду в среде голливудских актрис — она позволяла помаде не впитываться в тональный крем (ее еще называли "Vampire lips" ("Губы вампира"). "Cupid"s bow lips" ("Дуга Купидона") — губы с четко очерченными уголками. Чуть позже Helena Rubinstein создала помаду "Cupid"s bow", якобы придающую губам нужную форму. "Фасон" был модным до тех пор, пока Джоан Кроуфорд не потребовала сделать себе большие губы. Искомого эффекта удалось достичь путем одного простого цветового мазка, который публика узнала под названием "Hunter"s bow lips" ("Лук охотника").

Женщины поняли, что помада может помочь им произвести впечатление. В 30-е годы появилась реклама продукции Elizabeth Arden, где говорится, что накрашенные губы -"плюс" при получении работы.

После войны и всех ее лишений в 1947 году Париж переживает настоящий косметический бум. В витринах магазинов появляется "Ружбезе" — помада, которая, как гласит реклама, "позволяет целоваться". Это мини-революция в поведении женщин. Отныне уже большинство из них постоянно носят в своих сумочках маленький заветный тюбик. Выбор цветов теперь широк, и совершенно не обязательно, крася губы выглядеть вызывающе. Стало естественным красить губы, чтобы выйти поработать в сад или заехать за продуктами.

После Второй мировой войны, в 1949 году, в США были сконструированы первые машины для выпуска помады в сегодняшнем ее виде — в металлическом или пластиковом тюбике. Автоматизация процесса производства помады быстро сказалась на ее цене, моментально превратив губную помаду в исключительно востребованное косметическое средство у женщин всего мира.

Большое значение в кино имела стойкость помады. Сын Макса, г-н Фактор-младший, нанимал для своих испытаний добровольцев, но вскоре им надоело целоваться и пришлось создать резиновую модель — "Машину для поцелуев" ("Kissing machine"). Знаменитые актрисы, в том числе Бет Дэвис и Элизабет Тейлор, помогали помаде завоевывать рынок, позируя для рекламных фотографий.

Нашим мамам не очень повезло с выбором помад. Отечественная промышленность в 60-е годы выпускала несколько оттенков помад, имеющих определенный номер. В одном из журналов того времени читаем: "морковный оттенок дает губная помада с номером 1, коралловый — 2, красный — 3, вишневый — 4, малиново-красный 5 и др. Брюнеткам, особенно со смуглой кожей, следует употреблять более темную помаду, номера 4 и 5, шатенкам — 2 и 3, а блондинкам — помаду ярких оттенков морковного и кораллового."

У нас при ограниченном выборе можно было встретить довольно странные вещи — например, проявляющуюся помаду. Первая импортная помада была немецкая, двух-трех тонов "вырви глаз", но красивых, и все бросились красить губы. Раньше была мода на какой-то один оттенок, а теперь существует много разных. Говорят, что по форме "смазанной" помады, которой женщина пользуется чаще всего, можно даже определить ее характер. Ученые считают, что помада обладает защитными функциями и предотвращает рак губ. Но лучше всего о предназначении этой "важной мелочи" сказано в известной рекламе фирмы Yardley 60-х, на которой изображены тюбики помады в ленте для патронов: "помада — это "женское оружие".

В наши дни это неотъемлемый атрибут женской «боевой раскраски». Считается, что пользующаяся помадой представительница прекрасной половины человечества съедает ее за свою жизнь порядка 35 кг, а сильной достается 3-4 кг. Понятное дело, происходит это в результате поцелуев (кстати, мировой рекорд, занесенный в Книгу Гиннесса, состоит в 8001 поцелуе за 8 часов).

Медики, задавшись вопросом, не опасна ли такая косметика для здоровья, выяснили, что отравление губной помадой возможно, если съедать натощак по три тюбика подряд.

Первый законодательный акт, регулирующий состав декорсредств, приняли в США, потом подключились и страны ЕС. В России придерживаются европейских стандартов. Губные помады последнего поколения изготовлены на основе натуральных жиров и абсолютно безвредны.

Губная помада теперь даже полезна: она защищает нежную кожу губ от агрессии окружающей среды, а также, в зависимости от текстуры, может питать или увлажнять. Ориентироваться стоит и на удовлетворяющий внешний вид, и на комфортные ощущения — выбранная помада не должна оставлять на губах чувство сухости.

Сегодня широко используются так называемые липосомы или микрокапсулы, которые добавляются в помаду для увлажнения нежной кожи губ.

Защита от воздействий света и ультрафиолетовых лучей эффективно предохраняет от свободных радикалов. В результате образуются морщины. Но при применении современных кремов и пудр для губ у “радикалов” нет решительно никаких шансов, потому что об этом заботятся антиоксиданты, входящие в их состав: витамины Е и А, а также ценные сорта воска и масел.

А другие специалисты стали подмечать, что говорит о характере женщины ее «Lipstick».

сторонники «помадной психодиагностики» считают, что если женщина, окрашивая губы, не изменяет первоначальную форму заточенности ее стержня, это означает приверженность установленным правилам, последовательность, застенчивость, сдержанность.

Если помада «сама собой» стачивается под острым углом, то ее обладательница — противница ограничений, открыта для общения, разборчива в выборе друзей, является пылкой натурой, которая за словом в карман не полезет и достаточно самоуверенна.

Равномерное закругление помады с остающейся острой верхушкой свидетельствует о том, что для дамы самое главное — дом и семья, одиночество приносит ей сильное страдание. С другой стороны, она может быть властной и упрямой.
Плоская верхушка помады в качестве визитной карточки говорит о скрупулезности и надежности женщины, которая не медлит с принятием решений, а при отсутствии их одобрения очень переживает. Высоконравственность такой особы дополняется осторожностью и усиленным вниманием к собственной внешности и здоровью.

Не часто, но встречается вогнутый верх помады. Хозяйка ее смела, предприимчива и дотошна. У представительниц богемы и оккультизма помада заточена остро с двух сторон, будто отвертка. Они жизнелюбивы, любознательны, нуждаются в привлечении внимания и обожают быть в центре событий.

Выбор цвета помады, по мнению упомянутых экспертов, тоже «говорит»: красный якобы выбирают жизнелюбивые женщины, розовый — романтичные, оранжево-красный — экстравагантные, а жемчужные оттенки — карьеристки.


врач-ординатор второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

д. м. н., доцент, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Красная кайма губ представляет уникальное анатомическое образование, являющееся своего рода «переходной зоной» из кожи периоральной области в слизистую оболочку губ и преддверия ротовой полости. Поэтому данная область испытывает на себе влияние как со стороны ротовой полости, так и со стороны окружающей среды.

Метеорологические условия, экологическая обстановка, вредные привычки (курение табака и кальяна, облизывание и кусание губ, употребление алкоголя) снижают резистентность эпителия красной каймы; с другой стороны, острые края зубов и ортопедических/ортодонтических конструкций, минерализованные зубные отложения травмируют мукозальную зону губ. Кроме того, анатомической особенностью красной каймы губ можно считать и отсутствие потовых и сальных желез, что также делает эту область крайне уязвимой.

Необходимость гигиенического ухода за красной каймой губ сегодня не вызывает сомнений. Однако при выборе средств и методов гигиенического ухода за полостью рта практически не уделяется внимания уходу за губами.

При этом многие зубные пасты, содержащие ментол, оказывают раздражающее действие на красную кайму губ, вызывая ощущение дискомфорта, а в некоторых случаях - жжения и боли. Бесконтрольное использование зубных паст при хронических заболеваниях губ (хейлитах), сопровождающихся «смазанной» клинической симптоматикой, способно спровоцировать обострение воспалительного процесса.

Одним из обязательных предметов «косметического» арсенала наших современниц является губная помада (гигиеническая или декоративная)… с многовековой историей.

Известно, что губная помада (помадой это тогда еще не называлось) появилась около 5 тысяч лет назад. Существует мнение, что родиной столь распространенного средства являются Месопотамия и Древний Египет.

Первые «помады» содержали в себе самые различные ингредиенты: например, некоторые состояли из мельчайших частиц полудрагоценных камней, содержали сурик (оксид свинца, имеющий яркий красно-оранжевый цвет), красную охру (гидрат окиси железа), киноварь (сульфид ртути цвета крови, так называемая драконья кровь), натуральный оксид железа (вещество с ярко-красной окраской).

Все эти химические соединения придавали помадам устойчивый яркий цвет, однако отличались достаточно сильно выраженными токсическими свойствами. Нефертити предпочитала помаду из перламутра раковин морских моллюсков, который состоит из углекислого кальция (арагонита) и органического вещества конхиолина, способных преломлять световые лучи.

Клеопатра использовала косметику, приготовленную из красных жуков и муравьиных яиц (вытяжка из них богата пигментом мускаруфином, имеющим насыщенный оранжево-красный цвет), для блеска добавляли рыбью чешую. Отметим, что последняя богата пигментами, которые также придавали цвет губной помаде: гуанин - серебристого цвета, эритрин - красного цвета, ксантин - желтого цвета.

Как показывает компонентный состав древнеегипетских губных помад, гигиеническими свойствами они не обладали, а наоборот, приводили к отравлениям, и после длительного использования губы становились фиолетового цвета. Женщины Древнего Египта не боялись наносить на губы смесь на основе брома и йода, это придавало губам ярко-красный цвет и оригинальную внешность. Подобное средство было названо «поцелуем смерти».

Клеопатра использовала косметику, приготовленную из красных жуков и муравьиных яиц (вытяжка из них богата пигментом мускаруфином, имеющим насыщенный оранжево-красный цвет), для блеска добавляли рыбью чешую.

Из Египта чудодейственная (как считали женщины) помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим. Одним из главных противников использования помады стал Клавдий Гален, предостерегавший женщин от использования опасных косметических средств. Христианская церковь также отрицательно относилась к любым изменениям во внешности. В XIV веке католическая церковь запретила косметические средства: папская булла провозгласила, что красящиеся женщины искажают образ Девы Марии. В этот период инквизиция имела право арестовать за святотатство женщин, красящих губы.

Первые помады содержали в себе незначительное количество ингредиентов, в основном это были красящие вещества. Египтянами было предложено использование в качестве основы для помады натуральных растительных восков пальмовых деревьев (карнаубский и канделильский). Воски способны поддерживать в оптимальном состоянии водно-липидную мантию кожи пери­оральной области и красной каймы губ. Позже в состав помады стали включать масло жожоба, богатое аминокислотами, которые обладают противовоспалительными свойствами.

Современная губная помада является не только косметическим средством, но и средством ухода за губами. В состав помад сейчас входят различные увлажняющие, питательные, витаминные, защитные, жировые и красящие добавки. В качестве красителя широко используется кармин (вещество получают из высушенных ложнощитовок - насекомых семейства Coccidae). Воски, входящие в состав современных губных помад, обеспечивают необходимую консистенцию.

Также некоторые косметологические компании используют для производства помад спермацет - вещество, которое получают путем вымораживания жидкого животного жира (спермацетового масла), заключенного в фиброзном спермацетовом мешке в голове кашалота. Спермацет стимулирует регенерацию эпителия красной каймы губ. Однако в последнее время в связи с прекращением добычи кашалотов применяется искусственно синтезированный главный компонент спермацета - цетилпальмитат.

Также в состав губных помад входят и экзотические виды восков. Для того чтобы помада сохраняла блеск и не плавилась, в ее состав добавляются упомянутые ранее карнаубский и канделильский воски. Воск карнаубы сцепляет жидкую жировую массу и увеличивает температуру плавления помады. Карнаубский воск хорошо стабилизует рецептуру и при этом является некомедогенным.

Благодаря ему помада не размазывается и не растекается на губах даже при высокой температуре. Канделильский воск служит регулятором консистенции губной помады, насыщает блеском и сохраняет ее цвет на протяжении нескольких часов. Воск канделиллы является более устойчивым к нагреванию, чем пчелиный.

Он образует на губах тонкую пленку, которая защищает от обезвоживания. Кроме этого, канделильский воск оказывает легкое антибактериальное действие. Воск розы обладает приятным цветочным ароматом, увлажняет и смягчает кожу губ.

Ранее в качестве жировой основы использовали ланолин и норковый жир. Однако ланолин имеет неприятный запах и вкус, именно поэтому современная косметологическая промышленность использует его модифицированные компоненты (ацетилированные, токсилированные ланолиновые масла и изопропиловый эфир ланолина). Норковый жир по составу очень близок к тканям человека.

Он богат триглицеридами пальмитолеиновой кислоты, стимулирующими липидный обмен кожи. Норковый жир увлажняет кожу, защищает ее от трансэпителиальной потери влаги, стимулирует заживление мелких экскориаций. При производстве губной помады используются такие углеводороды, как церезин, жидкий и твердый парафин. Они не имеют химической активности и стабильны при длительном хранении.

Для того чтобы обеспечить противовоспалительные свойства губной помады, применяются специальные добавки (азулен). Азулен представляет собой вещество, которое содержится в соцветии ромашки. Оно оказывает противовоспалительное действие и является легким антисептиком. Азулен делает кожу губ более мягкой, эластичной, избавляет от сухости и шелушения.

В составе губных помад также имеются различные парфюмерные средства, ультрафиолетовые фильтры, которые чаще всего входят в состав гигиенических помад. Такими помадами необходимо пользоваться при высокой солнечной активности.

Отечественный и зарубежный рынки косметических средств предлагают самые различные по составу губные помады. Помаду следует выбирать в зависимости не только от потребности, но и от состояния красной каймы губ. Необходимо уточнять компонентный состав и возможное аллергизирующее влияние на состояние красной каймы губ.

Литература

  1. Братойчева М. С. Исследование гигиенических навыков больных раком полости рта в Болгарии // Стоматология: научно-практический рецензируемый журнал. - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Стоматологическая ассоциация России. - М.: Медиа Сфера, 2008. - Т. 87. - № 6. - С. 21-23.
  2. Воробьев Ю. И. Внимание: онкология. Рак красной каймы нижней губы / Воробьев Ю. И., Гарбузов М. И. // Стоматология для всех. - 2000, № 2. - C. 42-44.
  3. Карапетян И. С. Опухоли и опухолеподобные поражения органов полости рта, челюстей, лица и шеи. / И. С. Карапетян, Е. Я. Губайдуллина, Л. Н. Цегельник. - М., 2004.
  4. Недосеко В. Б. Алгоритм обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта и губ / В. Б. Недосеко, И. В. Анисимова // Институт стоматологии: научно-практический журнал. - 2003, № 2. - С. 32-34.
  5. http://sav-5002.narod.ru/lechebnik/L5.htm